k-tree
Электронный учебник

Клеточная теория

Клеточная теория - это важный элемент в становлении биологии как науки. Теория дала толчок к развитию генетики, а также структуру для изучения живых организмов.

История

Роберт Гук, английский естествоиспытатель и изобретатель, в XVII веке значительно улучшил конструкцию микроскопа и опубликовал результаты исследований, в которых ввёл термин "клетка", наблюдая за строением коры пробкового дерева, чьё строение выглядит как соты. Каждый такой элемент был назван клеткой. В течение 150 последующих лет были произведены исследования микроскопических объектов учёными Неемия Грю, Марчелло Мальпиги и Антон ван Левенгук. В то время ещё не было разговоров о строении клетки, поскольку микроскоп того времени не позволял различить столь мелкие детали.

В 19 веке Эрнст Аббе собрал воедино знания о микроскопах и вывел теорию, благодаря которой производство микроскопов было налажено немецкой компанией, качество значительно выросло. Также, к этому времени были улучшены техники сохранения живой материи для исследования, что в сумме дало возможность более детального изучения клеток. В 1831 году Роберт Браун открыл наличие ядра в каждой клетке и в 1838 году Маттиас Шлейден выдвинул предположение, что клетки являются структурной единицей всех растений.

В 1839 году Теодор Шванн утвердил наличие клеток в животных, откуда и взяло начало клеточная теория, объединившая изучение живых организмов. С 1990 года знания о клетке значительно увеличились, особенно в сферах генетики и клеточной физиологии, в связи с открытием электронного микроскопа. Также большой вклад оказала молекулярная биология, позволив изучение всех элементов цитоплазмы.

Определения

Клеточная теория основана на предположении, что все живые организмы, от самых маленьких, до самых больших, состоят из клеток.
Клетка - это базовая структурная единица любого живого организма.
Одноклеточный организм - живой организм, состоящий из одной клетки.
Многоклеточный организм - живой организм, состоящий из двух и более клеток.

Примерами одноклеточных могут служить бактерии или другие простейшие организмы.

Постулаты клеточной теории

Все живые организмы состоят из одной и более клеток

Клетка является базовой структурной и функциональной единицей живого организма

Клетки происходят только от других клеток

Амёба - одноклеточный организм
Гибель клетки
Скачать статью в формате PDF.

Вам понравилась статья? /